Искусство и культура Поднебесной

Китай является высокоразвитой цивилизацией, искусство и культура которой, создавалось многими поколениями, под влиянием искусства народов Месопотамии, Персии, буддийской Индии, азиатских кочевых народов, ближневосточных племен и их философским и религиозным воззрениям.
Все это позволило создать своеобразное искусство Китая и китайских традиций. Особенностью классического китайского искусства является то, что его предметом является не человек, с его духовными идеалами, а жизнь природы.

Страна не раз подвергалась опустошительным набегам завоевателей, но все-таки китайскому народу удалось сохранить свою культуру и традиции до наших дней.
В Китае сохранилось множество исторических культурных памятников, создающих особый колорит этого государства. Культура Китая оставила след в искусстве практически всех стран, поскольку именно здесь зародились многие виды искусства, имеющие самобытный характер.

История культуры Китая берет начало в глубокой древности (III – II тыс. до н.э.) и отличается не только огромным богатством своих духовных и материальных ценностей, но и выдающейся стойкостью. Так, несмотря на многочисленные мятежи, войны и разрушения, культура Древнего Китая всегда оставалась сильной и побеждала культуру завоевателей. Очень важной особенностью китайской культуры стало то, что с момента своего возникновения она развивалась непрерывно, благодаря чему на протяжении многих веков сохранила многие древнейшие культурные центры. Это и стало значительным фактором, который определил устойчивость традиций китайского искусства.

Каждая культурная эпоха Китая тесно связана с экономическими, социально-политическими и другими особенностями конкретного исторического периода. Так, в истории Китая существует несколько культурных эпох. Самые древние памятники искусства Древнего Китая датированы III тыс. до н.э. Это так называемая неолитическая культура яншанской крашеной керамики, которая поражает обилием и разнообразием керамических изделий - начиная с бытовой посуды и заканчивая жертвенными сосудами.

Особое место в искусстве Китая занимает философия, в основе которой было религиозно-мифологическое мировоззрение. Так, древние китайцы считали, что от предопределения Неба, которым правил Шан-Ди, зависит всё происходящее в мире. Китайская философия нашла своё отражение в живописи, наполненной особенной этической символикой и поэтической интерпретацией. Основными сюжетами китайской живописи являются человеческие образы, пейзажи, флора и фауна. Для написания картин китайцы используют тушь, шелк, рисовую или бамбуковую бумагу. При этом обязательным элементом каждой картины являются: изображение, каллиграфическая надпись, а также печать с именем художника, вырезанная из кости или дерева.

Все виды искусства Китая, особенно живопись, оказали огромное влияние на развитие китайского зодчества. Так, в искусстве Древнего Китая особое внимание уделялось различным формам выражения представлений о мире и общих идей, сложившихся еще во времена глубокой древности. Традиционная китайская архитектура имеет свои специфические особенности, присущие только ей. Так, большинство сооружений Древнего Китая строились из дерева, поэтому до нашего времени дошло крайне мало памятников древнего искусства. Сегодня очень трудно структурировать картину развития архитектуры как основного элемента искусства Древнего Китая.

Архитектура Поднебесной складывалась тысячелетиями и подчинялась древним правилам и традициям. Традиционная архитектура Китая имеет свои особенности — архитектурный декор, широкие изогнутые свесы крыш, наличие внутреннего дворика с садом, на фасадах, выходящих на улицу, обычно не было окон, использование красок для украшения зданий.

Архитекторы старались как можно лучше вписать свои творения в окружающий пейзаж. К культовым сооружениям Китая относятся каменные пагоды. Они представляют собой высокие массивные сооружения из нескольких повторяющихся ярусов, установленных друг на друга. Пагоды более позднего периода отличаются изяществом форм, а в основании они имеют шестигранник или восьмигранник. В качестве декора китайские зодчие использовали архитектурный орнамент, узоры из кирпича и глазурованные плиты. Дворцы делали из дерева и раскрашивали в яркие цвета. Опорой дворца служили круглые деревянные колонны, а основание его обычно делали из глины, которую покрывали мраморными плитами.

Другие здания в Китае обычно строили из дерева, поэтому многие из них не сохранились до наших дней. Но в архитектуре китайцы долгое время сохраняли древние традиции, поэтому и сейчас мы можем видеть дома такими же, как это было много веков назад. Крыши домов в Китае делают причудливой изогнутой формы, что помогает спасать жилище от постоянных дождей, а также создает особый стиль архитектуры, присущий странам Востока. В богатых домах крыши располагали одну над другой поэтому, чем богаче дом, тем больше у него крыш.

Особое внимание уделялось извилистым дорожкам в саду, которые инкрустировали камешками, цветным песком в форме иероглифов, сюжетов из народных сказок и легенд. В древности в Китае считали, что духи не могут передвигаться по извилистым тропинкам и коридорам, а двигаются только прямолинейно или под прямым углом.

На формирование скульптурного искусства в древнем Китае сильное воздействие оказала индийская культура. Опорные столбы каменных пагод в скальных храмах того времени украшены фигурами змей и индийских божеств. Найденные при раскопках бронзовые сосуды свидетельствуют о наличии уже во 2-м тысячелетии до н. э. в Китае скульптурного искусства. Сосуды имеют разные формы, украшены изображениями зверей, птиц, чудовищ, фантастических узоров. Узор заполнял всю поверхность сосуда, не оставляя пустых мест.

К середине 1-го тысячелетия до н. э. формы бронзовых сосудов становятся более простыми. Рельефные узоры заменяются инкрустацией. В орнаменте — жанровые сцены (охота, жатва), сцены ритуальных обрядов.

С распространением буддизма в Китае начали делать многочисленные статуи Будды. Скульпторы постепенно выработали свой собственный особый стиль, в своей работе они использовали традиционные китайские элементы. Очень часто гробницы императоров мастера украшали высокими скульптурными рельефами, не связанными с буддизмом. На них изображались сцены из жизни людей и фигуры животных. В захоронения также клали глиняные скульптурные изваяния людей.

В период Хань появились гравированные по кирпичу и камню рельефы, в период династии Шань в погребения стали складывать деревянные, а позже — глиняные фигурки. В период династии Цинь в захоронениях складывали керамические погребальные фигурки, терракотовые цинские погребальные статуи воина с конём высотой около в 185 сантиметров, скульптуры лошадей. Известно захоронение 8099 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей у мавзолея императора Цинь Шихуанди в Сиане (210—209 гг. до н. э.) — Терракотовая армия. Позже скульптурные изваяния стали делать из лессовой глины и дерева, покрытого лаком.

В Китае таких каменных пещер около 120. Наиболее известные — пещеры Юньган в провинции Шаньси, Лунмэнь в провинции Хэнань и Пещеры Могао в провинции Ганьсу. В Юньганских пещерах — 53 помещения с около 51 тысячами статуй, самая большая из которых имеет 17 метров высоты. Наиболее известна 14-ти метровая статуя Будды Шакьямуни в 20-й пещере.

Искусство живописи Китая основано на особых принципах, по которым привык жить народ этой удивительной страны. Оно подчинено традициям и ритуалам, дошедшим до наших дней из глубины веков. Китайская живопись зародилась в древнем Китае. В эпоху Тан и Сун создаются наиболее известные произведения.

К мастерам живописи Китая относятся: У Даоцзы (680—740), Ли Сысюнь (651—716), Ли Чжаодао (675—741), Ван Вэй (701—761), Хань Хуан (723—787), Хань Гань (706—783), Чжан Сюань (714—742), Ван Ай, Ся Гуй (1195—1224), Ма Юань (1190—1279), Ми Фэй (1051—1107), Ван Симэн (1096—?), Хуэй-цзун (1082—1135), Чжан Цзэдуань (1085—1145), Вэнь Тун (1019—1079), Го Си (1020—1090), Янь Вэньгуй (кон. X — нач. XI вв.). Во всем, что делают люди в Китае, прослеживается уважение к природе и глубокий философский смысл. К примеру, живопись чаще всего изображает горы и море, которые символизируют мужскую и женскую энергию, свет и тьму, активное и пассивное. Картины чаще всего имеют романтические длинные названия, которые иногда пишут на самих картинах, а в некоторых случаях на них пишут стихи, раскрывающие суть картины. Картины в Китае нередко пишут прямо на стенах или на бумажных и шелковых свитках.

Художники Гу Кайчжи и Чжан Сэнъяо считаются основателями китайской живописи, Лу Таньвэй — теоретиком Се Хэ, написавшим «Шесть законов живописи», У Даоцзы — основоположником пейзажной живописи — шань-шуй (кит. 山水, «живописание гор и воды»). Итальянец, придворный художник Джузеппе Кастильоне прожил в Китае около 50 лет, снискав высокое признание трех китайских императоров: Канси (1662—1722), Юнчжэна (1723—1735) и Цяньлуна (1736—1795). Здесь он работал в технике китайской живописи, используя европейские художественные приёмы, и построил дворец в западном стиле при парке Юаньминъюань.

Каллиграфия — это так называемое изящное искусство красивого письма. Дословно "каллиграфия" переводится как «прекрасное письмо». Китайская каллиграфия и живопись взаимосвязаны, берут начало от древней китайской письменности, используют одинаковые предметы для работы — кисть, тушь, бумага, тонкий шелк. На китайских картинах присутствуют надписи. Иероглифы совмещают в себе письмо и рисунок, поэтому написанные на листе бумаги или шелке, они играют роль картины, приносящей эстетическое удовольствие. Каллиграфия в Китае появилась еще раньше, чем живопись, поэтому для живописи там сохраняются те же правила написания. В каллиграфии очень важны движения кисти, все ее нажимы и повороты, благодаря которым становится понятен тайный смысла изображенного символа. Древние тексты в стиле дачжуань (больших печатей) писались на бронзовых сосудах, распространенных в середине II — середине I тысячелетия до н. э. В годы правления императора Цинь Шихуанди (III в. до н. э.) для государственных документов установлен официальный стиль письма сяочжуань (письмена на малых печатях). В эпоху Хань официальный стиль письма переходит от сяочжуань. Образцом письма является стиль дачжуань — модификация стиля гувэнь. На результат работы оказывает влияние форма, размер, растяжение и тип волос в кисти, цвет и плотность чернил, скорость работы, структура поверхности бумаги и др. Каллиграф при письме использует разнообразный наклон кисти, давление на бумагу, направление письма. Основные стили китайской каллиграфии — чжуаньшу, лишу, синшу (деловое письмо), цаошу (травянистый стиль или скоропись), кайшу (регулярное письмо).

Мастерами каллиграфии были Хуай-су (735-800), Су Ши (1036—1101), Ми Фу (1052—1108) и Хуан Тинцзянь (1050—1105), каллиграфы династии Мин: Дун Ци-чань (1555—1636), Чжан Жуй-ту (1570—1641) и Ван До (1592—1652).


ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Китай стал родоначальником многих привычных для нас вещей, которые были освоенными ими еще до нашей эры. Это относится к фарфору. Китайцы достигли совершенства в создании ваз из белого фарфора, украшенных росписью. Сначала рисунок делали в синих тонах, но позже вазы стали раскрашивать в разные цвета. Белый прочный, не пропускающий воду материал быстро завоевал расположение, позже продолжателями фаянсового ремесла стали Голландцы. Расписные фарфоровые вазы из Китая, принадлежащие к временам различных династий, сейчас не редко можно встретить на аукционах антиквариата, где они ценятся очень дорого.

В Китае были впервые получены шелковые ткани, из которых делали знамена и зонтики, шили одежду, которая служила отличительным признаком различных сословий. Имел значение цвет ткани: желтый цвет предназначался императору и императрице, лиловый — членам семьи императора, голубой — высшим военным чинам, красный — средним, черный — низшим чиновникам. В эпоху Тан китайцы научились делать рисунки на шелке, а еще высоко ценился вышитый шелк. Помимо шелковых тканей в Европе была известна китайская лаковая мебель. Черный лак был расписан красивыми рисунками, которые называются ксилографией, что означает особый вид гравюры по дереву. В искусстве ксилографии китайские мастера достигли больших высот. К ремеслам в Китае вообще было особое отношение, там некоторые работы мастера делали по нескольку лет, и в результате получались настоящие шедевры, поражающие воображение, например, искусно вырезанные из кости ажурные шары, расположенные один в другом.

Национальным видом искусства в Китае считается художественная резьба по нефриту. Для китайцев нефрит – это драгоценный камень, у них даже существует высказывание, что "человек питает нефрит, нефрит питает человека". Китайцы верили, что нефрит является символом благородства и снимает с них влияние злых сил. С глубокой древности из нефрита в Китае делали украшения и ритуальные предметы, поскольку верили, что этот камень подавляет влияние злых сил и является символом благородства. Нефритовые талисманы позволяли оградить ребенка от болезней, а взрослые зачастую использовали нефритовые четки.

Популярна также резьба по дереву. Многие древние памятники архитектуры Китая выстроены из дерева и декорированы резьбой по дереву, которая является значительной частью культурного наследия Китая. Видами резьбы является резьба по позолоченному дереву, резьба по самшиту. Китайские мастера вырезают по дереву как узоры, так и картины разных размеров.

Китай стал родоначальником многих привычных для нас вещей, которые были освоенными ими еще до нашей эры. Это относится к фарфору. Китайцы достигли совершенства в создании ваз из белого фарфора, украшенных росписью. Сначала рисунок делали в синих тонах, но позже вазы стали раскрашивать в разные цвета. Белый прочный, не пропускающий воду материал быстро завоевал расположение, позже продолжателями фаянсового ремесла стали Голландцы. Расписные фарфоровые вазы из Китая, принадлежащие к временам различных династий, сейчас не редко можно встретить на аукционах антиквариата, где они ценятся очень дорого.

В Китае были впервые получены шелковые ткани, из которых делали знамена и зонтики, шили одежду, которая служила отличительным признаком различных сословий. Имел значение цвет ткани: желтый цвет предназначался императору и императрице, лиловый — членам семьи императора, голубой — высшим военным чинам, красный — средним, черный — низшим чиновникам. В эпоху Тан китайцы научились делать рисунки на шелке, а еще высоко ценился вышитый шелк. Помимо шелковых тканей в Европе была известна китайская лаковая мебель. Черный лак был расписан красивыми рисунками, которые называются ксилографией, что означает особый вид гравюры по дереву. В искусстве ксилографии китайские мастера достигли больших высот. К ремеслам в Китае вообще было особое отношение, там некоторые работы мастера делали по нескольку лет, и в результате получались настоящие шедевры, поражающие воображение, например, искусно вырезанные из кости ажурные шары, расположенные один в другом.

Национальным видом искусства в Китае считается художественная резьба по нефриту. Для китайцев нефрит – это драгоценный камень, у них даже существует высказывание, что "человек питает нефрит, нефрит питает человека". Китайцы верили, что нефрит является символом благородства и снимает с них влияние злых сил. С глубокой древности из нефрита в Китае делали украшения и ритуальные предметы, поскольку верили, что этот камень подавляет влияние злых сил и является символом благородства. Нефритовые талисманы позволяли оградить ребенка от болезней, а взрослые зачастую использовали нефритовые четки.

Популярна также резьба по дереву. Многие древние памятники архитектуры Китая выстроены из дерева и декорированы резьбой по дереву, которая является значительной частью культурного наследия Китая. Видами резьбы является резьба по позолоченному дереву, резьба по самшиту. Китайские мастера вырезают по дереву как узоры, так и картины разных размеров.

Орнаменты с геометрическими формами — прямоугольный узор, свастика, диск. Прямоугольный узор в древности состоял из многих пересекающихся линий и является символом дождя. Диск может быть круглым или квадратным. Смысл в растительном орнаменте: пион, лотос, хризантема и слива — символы четырех времен года. Пион — весна, лотос — лето, хризантема — осень, вишня — зиму. Образ дракона — китайцы считают себя потомками драконов, а дракон — символ страны и императора, и одновременно имеет смысл подъема, воодушевления, перемен.

Были отдельные узоры для императорского дворца, для жилища простого труженика, ханьские узоры, узоры малых народностей, животные и растительные узоры, «четырёх духов» и т. д. Узорам присваивали свойства отгонять злых духов (темного дракона, белого тигра, красной птицы изображавшейся в виде павлина или феникса). Смысл облаков в качестве узора заключался в их способности вызывать дождь, облаков и цветов — удача и счастье, вода в разных формах заполняла, пусты в орнаменте.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website