Традиционный орнамент и тема восточного гороскопа в китайском народном искусстве «Цзянчжи»

Многовековая история Китая подарила нам удивительную культуру, и яркой ее жемчужиной является декоративное искусство. Пропустив через себя разнообразный материал (явления природы, животный и растительный мир, мифы и легенды), оно породило исполненный глубокого смысла орнамент, отражающий древние традиции и устремления к гармонии, миру и счастью. Орнамент Китая, традиционно наделенный благопожелательным смыслом и выражающий идею полноты и совершенства всего сущего, пронизывает практически все духовные и материальные сферы человеческого бытия. Традиционное искусство Китая, унаследовав достижения поколений и непрерывно развиваясь, создало множество разнообразных стилей. Большинство орнаментов, сохранившихся в китайском декоративном искусстве до наших дней, имеет глубокие исторические корни. Наиболее ярко орнаментальное искусство выразилось в орнаментальных композициях, вырезанных из бумаги – «цзяньчжи» (剪纸 jiǎnzhǐ), которое став популярным видом декоративно-прикладного искусства, недавно был отнесено ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия.

Авторы статьи затрагивают вопросы истории орнаментального искусства цзянчжи, связанную с историей, традициями и семантикой орнаментов, многие из которых стали визуальным кодом благопожелательного текста и талисманом-оберегом. Разнообразное, существующее на протяжении многих веков искусство орнамента, являющееся неотъемлемой частью китайской культуры, вобрало в себя традиции и обычаи, народную философию, традиционный образ мышления, эстетику, достижения тысячелетий культуры и истории Китая.

Композиции в технике «цзянчжи» стало популярно дарить в качестве подарка в канун «Праздника Весны» - китайского Нового Года. Под благопожеланиями понимались такие понятия, как благополучие и благосклонность судьбы, а дословно переводится как «счастливый баран», что объясняется тем, что древние китайцы вели кочевой образ жизни и как следствие, отара жирных баранов являлась великим достижением и трактовалась как счастливое событие. Со временем термин "благопожелание" объединил в себе целый ряд понятий, среди которых центральное место занимают счастье, богатство, карьера, долголетие и радость. Эти компоненты в конфуцианской культуре называются "пять компонентов полного счастья" и являются главными темами китайского орнамента.

В искусстве «цзяньчжи» популярна тема изображения знаков Восточного Зодиака, в таких композициях отражена мудрость веков, а сам гороскоп уникальный документ, готовый рассказать каждому желающему про его характер и судьбу. Но несмотря на различия, обе системы - Западный солнечный гороскоп и Восточный лунный гороскоп - служат одному и тому же: помочь человеку разобраться в себе, найти подтверждение своим сильным сторонам и научиться справляться со слабыми проявлениями характера, определить правильное направление в жизни, обрести себя и мир с собой. Расставляя акценты в разных местах, оба гороскопа Восточный и западный раскрывают человеческую личность. На волне этого увлечения и понимания, у зарубежных туристов по-прежнему, самый популярный сувенир из Поднебесной – привезти в подарок другу, визуальный знак «цзянчжи», соответствующий по рождению восточному зодиаку – сильный талисман благопожелания.

Влияние китайской культуры на развитие современных мировых тенденций в живописи, моде, дизайне (в том числе татуаже) неоспоримо, но далеко не всегда те или иные орнаментальные мотивы, рожденные в Китае, используются современниками осознанно, с учетом присущей им семантики.

Смысловая наполненность и разнообразие форм китайского узора огромны, однако, если говорить в целом, существует стилевое единство всех узоров, характерные особенности - внимание к красоте формы и смысловому содержанию узоров. Интерес, как к эстетической, так и к содержательной стороне узоров сформировал эстетическое чувство китайского народа.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website