Феномен художественной выставки «Xing Xing» в контексте развития истории современного искусства Китая

С момента основания Китайской Народной Республики, идеология народных масс и класса руководящей верхушки Китая оставалась неизменной, в результате чего искусство полностью управлялось политикой. При этом долгое время отсутствовала и даже преследовалась, публичность и индивидуальность художника, а о разнообразии и креативности искусства, не могло быть и речи. Такое положение дела в искусстве достигло своего пика в период культурной революции. Культурная революция (с 1966 по 1976 год), формально считавшаяся Великой Пролетарской культурной революцией, была общественно-политическим движением, которое происходило болезненно в Китае, в последнее десятилетие власти Мао Цзэдуна, первого Председателя Коммунистической партии Китая. Движение, парализовав Китай политически, в значительной степени затронуло не только экономику и общество, но и китайское искусство в целом. С началом революции Мао утверждал, что буржуазные элементы проникли в правительство и общество в целом с целью восстановления капитализма. Он настаивал на том, что эти «ревизионисты» должны быть насильственно удалены путем острой классовой борьбы [1]. В этот период культа личности Мао борьба за власть, выросла до огромных масштабов, что привело к массовой чистке рядов высокопоставленных чиновников высшего руководства. Пропаганда под лозунгами Мао Цзэдуна выдвинула концепцию «идеального» изображения в искусстве: позитивные моменты должны быть «выпуклыми» среди множества изображенных образов положительных героев; социалистическое общественное искусство должно следовать в изображении принципу: главный герой выделяется по принципу «трех вершин» - «высокий, большой и идеальной»; отражать стиль социального оптимизма и революционного идеализма через понятия - «красной и славный» [3]. Театрализованная композиция произведений создавалась по принципу «макияжа», с постоянным лицом «рая»: солнце светит ярко, цветы цветут пышно, без налета какой либо печали, отказываясь от индивидуальности, акцент всегда ставился на силу коллективизма. В этой доступной форме, легкой для понимания народа и стиль «прекрасного реализма» в сочетании с романтизмом удовлетворял широкие массы. По идее Мао, искусство Китая должно было развиваться по пути Советского соцреалистического искусства.

В Пекине в 1947 году был основан, Китайский Национальный Союз деятелей искусств (в 1953 году был переименован в Китайский союз художников), игравший важную роль в развитии эстетического уровня всего китайского общества. Союз контролировала идеологию, а художники, работавшие в правительственных организациях, за зарплату как госслужащие, создавали произведения для обеспечения политических задач. Арт-мероприятия и художественные выставки, не организуемые Союзом или по инициативе физических лиц - не допускались. Только объявленная и организованная правительством выставка, только тема им объявленная разрешала через строгий отбор Совета показать свои работы, и только после официальной проверки выносилось решение, может ли данное произведение быть выставленным на суд широких масс зрителей. После окончания культурной революции, люди начинают критиковать ошибочные идеологические тенденции. В этой ситуации с конца 1970-х до середины 1980-х годов, появляется как историческая неизбежность тенденция мысли, которая сконцентрировалась на правде жизни и трагедиях истории, воплощая самоанализ и критику культурной революции в области литературы и изобразительного искусства – именуемая «искусство шрама». Ненависть к кошмарам культурной революции привела к большой популярности «искусство шрама». «Искусство шрама» впервые после "культурной революции", осознавая ценность и достоинства людей, демонстрируя резкую критику истории и культа личности Мао, отрицание культурной революции, выражая надежду на изменение сложившейся ситуации, сыграло важную роль в организации выставки «XINGXING» , в которой художниками больший упор был сделан на свободу самовыражения. [7]. На этой выставке впервые демонстрировались картины большинства образованных молодых художников в непривычных темных и холодных тонах, полные невыносимой боли в память репрессированных людей, изображенных вместо пустых надуманных героев. На холстах картин появились простые смертные, рассказы из их истории сломанных судеб, не приукрашенная жизнь сельчан и трудового народа [8]. 27 сентября 1979г. «XINGXING» выставка открылась на стене проезжей части, на востоке Национального художественного музея Китая. Это первая выставка, организованная независимой группой молодых художников, бросивших вызов политизированному искусству, избиравших реализм как основную форму выражения своих идей, впоследствии ставших яркими звездами искусства Китая, стала новой вехой в истории искусства Китая, дав мощный импульс свободе самовыражения художников в разных областях: живописи, графике, скульптуре, фотографии, инсталляции.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website