Искусство вырезания из бумаги в культуре мира

Преемственность традиций Востока и Запада
Ажурное искусство из бумаги известное под разными названиями: цзяньчжи в Китае, шереншнит в Германии, силуэт во Франции, вычинанка в Польше, рейзеле в Израиле, вытынанка в Украине, вытинанка в Беларуси, пейперкат в англоязычных странах и т.д. вызывает огромный интерес у современников.
Современные дизайнеры и оформители высоко оценивают художественные особенности искусства вырезания из бумаги, широко используя в рекламе и иллюстрировании книг, оформлении интерьера и витрин магазинов.
Декоративное искусство, пропустив через себя разнообразный материал (явления природы, животный и растительный мир, мифы и легенды), стало яркой жемчужиной в многовековой истории искусства и культуры Мира.

Самые древние традиции искусства вырезания из бумаги принадлежат китайской цивилизации. Уникальность культуры Китая заключается в том, что многие направления в искусстве были изобретены именно в этой стране, а за длительную историю развития Поднебесной достигли своего совершенства. Появление этого вида искусства уходит вглубь веков к моменту открытия технологии изобретения бумаги из хлопка Цай Лунем в эпоху правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.). Первоначально из-за большой стоимости бумаги, вырезание из бумаги было занятием преимущественно придворных, которые вырезали ажурные бумажные украшения в виде цветов и бабочек для украшения женских причёсок, а также наклеивали вырезанные картинки на лица у висков, что придавало завершенность наряду того времени. По мере того, как бумага становилась более дешёвой и доступной, искусство вырезания распространилось и среди простого народа и стало главным атрибутом китайского театра теней.

Если китайские дамы занимались вырезанием из бумаги в качестве приятного досуга, то в домах простонародья забавные бумажные рисунки все чаще использовались как оригинальные праздничные подарки. Вырезкам горожанок были присущи изысканность и утончённость, а для сельских бумажных узоров – простота и образная выразительность.

Традиционное искусство Китая, основанное на достижениях поколений и непрерывно развивавшееся, создало множество разнообразных стилей и орнаментов. Китайский орнамент наполнен смыслом отражающим древние традиции и устремления к гармонии, миру и счастью, что выражает идею полноты и совершенства всего сущего, пронизывает практически все духовные и материальные сферы человеческого бытия.

Ажурные композиции, вырезанные из бумаги, известны в Китае под названием «цзяньчжи» (剪纸 jiǎnzhǐ) стали самым популярным видом декоративно-прикладного искусства, благодаря традиции украшать ими окна в канун «Праздника Весны» (китайского Нового Года). Под благопожеланиями понимались такие понятия, как благополучие и благосклонность судьбы, что дословно переводится как «счастливый баран». Объясняется этот факт тем, что древние китайцы вели кочевой образ жизни и как следствие, отара жирных баранов являлась великим достижением и трактовалась как счастливое событие. Со временем термин "благопожелание" объединил в себе целый ряд понятий, среди которых центральное место занимают счастье, богатство, карьера, долголетие и радость. Эти компоненты в конфуцианской культуре называются "пять компонентов полного счастья" и являются главными темами орнаментальных композиций «цзяньчжи». В наши дни это искусство, отнесено ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия.
Вырезанные из тончайшей бумаги или шелка ажурные элементы наклеивали на воздушных змеев и фонарики, которые являлись неизменными спутники всех китайских праздников. Очень часто встречались вырезки из чёрной, синей и красной бумаги, которые использовались как художественные обои.
Вырезками украшали окна домов, создавая подобие витража. Сюжетами оконных узоров были: птицы, звери, символы счастья и благополучия. На двери принято было наклеивать узоры с добрыми пожеланиями. Они, как правило, состояли из орнамента и иероглифов с пожеланиями «благополучия во все времена года», «благоприятной для урожая погоды» и тому подобное.

В искусстве «цзяньчжи» популярна тема изображения знаков Восточного Зодиака, в таких композициях отражена мудрость веков, а сам гороскоп уникальный документ, готовый рассказать каждому желающему про его характер и судьбу. Но, несмотря на различия, обе системы - Западный солнечный гороскоп и Восточный лунный гороскоп - служат одному и тому же: помочь человеку разобраться в себе, найти подтверждение своим сильным сторонам и научиться справляться со слабыми проявлениями характера, определить правильное направление в жизни, обрести себя и мир с собой. Расставляя акценты в разных местах, оба гороскопа Восточный и Западный раскрывают человеческую личность.

На волне этого увлечения и понимания, у зарубежных туристов по-прежнему, самый популярный сувенир из Поднебесной – привезти в подарок другу, визуальный знак «цзянчжи», соответствующий по рождению восточному зодиаку – сильный талисман благопожелания.
Китайские вырезки в исполнение настолько ажурны и искусны, что порой напоминают рисунки пером.

Китайцы долго держали в секрете рецепт изготовления бумаги, чтобы сохранить монополию на её изготовление и обеспечить рынки сбыта за границей. Но в 610 году странствующий буддийский монах Дан-Хо открыл японским монахам секрет изготовления бумаги. По мере того, как технология изготовления бумаги становилась известной среди других народов, развивалось и искусство вырезание ажурных узоров. Первоначально вырезки органично включились в быт народов Японии, Кореи, Индонезии, в XIII веке ажурные украшения из бумаги появляются в Иране, а в XV веке через Персию и Турцию попадают в Европу.

Самую большую известность как наиболее «китайские», приобрели ажурные вырезки, для которых характерна филигранная отделка деталей, скрупулезное выписывание тончайших подробностей изображения, использование различной ширины и густоты прорезей, которые придают рисунку объемность и перспективы, передают полутона и ажурность и отличаются особым изяществом.
Мастерица Линь Тао и ее работа «Символ единства и гармонии». XIX в. Линь Тао. Из коллекции «Исчезающая матушка река». 2003 г. Цзяньчжи.

К самым известным мастерам, работавшим в изысканном «китайском» стиле, можно отнести Линь Тао (родилась в 1903 г.) – китайский Пикассо из народа. Некоторые ее работы включены в книгу «Полное собрание китайского народного искусства. Орнамент». В 2004 г. была организована выставка ее работ в Музее изобразительных искусств Китая под названием «К матушке-реке : жизнь и творчество талантливого продолжателя искусства народных вырезок из бумаги». Сегодня с традиционным изысканным «китайским» стилем вырезания из бумаги европейцев знакомит, расширяя границы этого искусства, художница из Гонконга – Бови Ли (Bovey Lee), которая живет и работает в США – добавляя современные мотивы, прежде не использовавшиеся в традиционном ремесле, она вырезает из белоснежной рисовой бумаги замысловатые фигуры и целые картины, ставшими ценными экспонатами многих выставок и частных коллекций.
В стиле старой школы японского искусства вырезания из бумаги работает японская художница Хина Эйоама (Hina Aoyama) живущая во Франции. Ее тонкие кружевные бумажные чудеса выполнены только вручную, ножницами и никакой лазерной техники.

Ажурные вырезки стали широко применять для украшения интерьеров, создания подарков, упаковок для подарков. Этот вид искусства получил в Японии более широкое распространение, чем в Китае. В наши дни – это довольно обширная область дизайна, развивающаяся день ото дня. Японские мастера научились вырезать из бумаги тончайшие, подобные паутинке, вещи, к которым и руками-то прикоснуться страшно. Особенность данного творчества состоит в том, что процесс вырезания должен быть непрерывным, а получившиеся узоры иметь плавные переходы одной части в другую.

Утверждение, что искусство резной бумаги пришло в Европу из Китая, в целом, верно. При этом существует и другой путь проникновения вытинанки в европейскую художественную культуру. Так, в Америке бумага была известна задолго до появления там европейцев. Ацтеки и майя писали на ней свои книги-кодексы (уцелело несколько из них). Кроме того, бумага имела ритуальное значение. Изготовленная вручную из коры местных деревьев и имеющая разные оттенки в зависимости от сырья, бумага амате (Papel Amate) до сих пор используется в традиционной магии индейцев Отоми). Ритуальные бумажные фигурки злых духов из тёмной бумаги и добрых – из светлой, природных сил, растений и животных, вырезают только шаманы и их помощники. Важной идеей в верованиях Отоми является жизненная энергия zaki, без которой мир был бы мёртвым. Все существа, включая людей, животных и духов, имеют zaki для представления которых и используют бумажные фигурные вырезки. По фигуркам можно определить, за урожай какой сельскохозяйственной культуры отвечает этот дух, у одного из головы растёт гроздь бананов, другой весь колосится початками кукурузы, третий увешен перчиками чили и т.д.
Ажурные вырезки стали широко применять для украшения интерьеров, создания подарков, упаковок для подарков. Этот вид искусства получил в Японии более широкое распространение, чем в Китае. В наши дни – это довольно обширная область дизайна, развивающаяся день ото дня. Японские мастера научились вырезать из бумаги тончайшие, подобные паутинке, вещи, к которым и руками-то прикоснуться страшно. Особенность данного творчества состоит в том, что процесс вырезания должен быть непрерывным, а получившиеся узоры иметь плавные переходы одной части в другую.

Утверждение, что искусство резной бумаги пришло в Европу из Китая, в целом, верно. При этом существует и другой путь проникновения вытинанки в европейскую художественную культуру. Так, в Америке бумага была известна задолго до появления там европейцев. Ацтеки и майя писали на ней свои книги-кодексы (уцелело несколько из них). Кроме того, бумага имела ритуальное значение. Изготовленная вручную из коры местных деревьев и имеющая разные оттенки в зависимости от сырья, бумага амате (Papel Amate) до сих пор используется в традиционной магии индейцев Отоми). Ритуальные бумажные фигурки злых духов из тёмной бумаги и добрых – из светлой, природных сил, растений и животных, вырезают только шаманы и их помощники. Важной идеей в верованиях Отоми является жизненная энергия zaki, без которой мир был бы мёртвым. Все существа, включая людей, животных и духов, имеют zaki для представления которых и используют бумажные фигурные вырезки. По фигуркам можно определить, за урожай какой сельскохозяйственной культуры отвечает этот дух, у одного из головы растёт гроздь бананов, другой весь колосится початками кукурузы, третий увешен перчиками чили и т.д.
Мода на силуэты не обошла и Россию, особенно если учитывать увлечение русского дворянства французской культурой. В России увлечение силуэтом совпало с правлением Екатерины Великой.

Своя специфика силуэтов наблюдалась и в художественной культуре Западной Европы ещё с эпохи Просвещения. Так, в Дании силуэтные картинки получили широкое распространение с XVIII века. Это была тончайшая работа, произведения которой высоко ценились любителями искусства и хорошо раскупались. По свидетельствам современников, «Великий сказочник всех времён и народов Х.-К. Андерсен любил и хорошо умел делать вырезки из бумаги. Он вырезал цветы, замки, фигурки балерин и многое другое». К середине XIX века интерес к силуэтному искусству среди людей светского круга почти исчез, т.к. вырезание силуэтов обратилось в профессию странствующих художников, которые зарабатывали себе этим занятием на пропитание во время публичных гуляний и ярмарок.

В Швейцарии в XIX веке высоко ценились работы на соответствующие швейцарские мотивы: альпийские виды, народные праздники. Такие картинки вырезались художниками и были очень интересны. Одним из таких художников был Якоб Хаусвирд, который создавал свои сложные вырезки в духе крестьянских декораций, стремясь возродить умирающее народное искусство. Вырезки из бумаги Хаусвирда стали символом швейцарского искусства.

Однако не только художники и дворяне занимались искусством вырезания из бумаги. Самое большое распространение в оформлении сельских домов вырезанки имели в XIX – начале XX века, в связи с появлением большого количества бумажных фабрик, когда бумага не была уже предметом роскоши и ее могли купить даже самые бедные люди. Бумажными вырезанками украшали иконостасы и стены, их использовали вместо вязаных салфеток и вместо занавесок. Русские народные умельцы чаще всего переносили в бумажное искусство то, что видели вокруг, либо использовали символику, которая уходит корнями в языческое, дохристианское прошлое Руси. Среди русского народа было много художников-самородков, таких, как Капитон-Акакий Воробьев (1860-е – 1940-е гг.), которому особо удавались архитектурные сооружения переданные мастером непостижимой точностью, изяществом и совершенством: прекрасные церкви и часовни, богатое церковное убранство и незамысловатые деревенские избы с резными наличниками, сказочные дворцы и терема. Сегодня картины К. Воробьева, вырезанные из бумаги, можно увидеть в Государственном музее палехского искусства.

В Польше оригинальные узорные вырезки из белой бумаги, для украшения избы, появились в первой половине XIX века, а расцвет этого вида искусства, который был исключительно крестьянским, пришёлся на 1870 – 1890-ые годы. В конце XIX – начале XХ века трудно было уже представить себе деревенское жилище центральной и юго-восточной Польши без этого своеобразного украшения. Вытинанки стали повсеместным элементом декора. Её декоративный характер отличался большим разнообразием, несмотря на то, что узоры вырезали большими пружинными ножницами, которыми в деревне стригли овец. По установившемуся обычаю крестьянки украшали избы вытинанками каждый год перед Рождеством (или Новым годом) и Пасхой.

Польские исследователи не исключают, что техника вырезания из бумаги была заимствована от евреев, которые жили в некоторых польских местечках. Евреи украшали художественными вырезками из белой бумаги «рейзелями» (с идиш – «розочки» – один из символов Израиля) сукки (крытое временное жилище) в праздник Суккот и окна в праздник Шавуот.

Декоративные таблички «мизрах» (на иврите – «восток») в виде бумажного листа с орнаментом и текстом прикрепляли к восточной, обращённой к Иерусалиму, стене дома. В городах еврейские мастерицы использовали технику рейзеле при изготовлении календарей и вырезая поздравительные открытки, которые стоили недорого и пользовались большим спросом [2]. Такую «выставку» вытинанки мог видеть каждый, что могло подтолкнуть к неосознанному заимствованию оригинального вида художественного творчества.

Распространение искусства бумажных узоров на европейский континент осуществлялось через Персию и Турцию по Шелковому пути. Вместе с этим возникает и мода на ажурные образцы из бумаги. На Западе происходят определенные преобразования: вырезание из бумаги становится забавой для зажиточного населения. Так зарождается искусство силуэта, формирование и развитие которого произошло во Франции в XVIII веке, и быстро распространилось на севере Европы (Дания, Швейцария) и в России. Удешевление бумаги во второй половине XIX века способствовало активному развитию и использованию бумажной вырезки в интерьерах традиционного жилья славянских народов (Польша, Украина).

Из тонкой белой бумаги, так называемой «гильзы», вырезали особые бумажные узоры, которыми украшали интерьер комнаты. Даже двери были украшены резной бумагой, не говоря уже про «чырвоны кут», где висели иконы. В некоторых районах Беларуси существовал обычай: украшать промежутки между окнами небольшими квадратами из синей или чёрной бумаги, на которые наклеивались белые вытинанки с изображением птиц, цветов, снежинок. Ажурные вырезки из бумаги имели декоративную функцию, идентичную домотканым покрывалам, рушникам, расписным сундукам, соломенным паукам. Бумажные занавески – «фиранки» – крепились на окна сверху. В одних регионах они закрывали всё окно, в других – представляли собой неширокую полоску, которая не закрывала даже верхнее оконное стекло (рис.20). Сложно определить, что в этом случае играло главную роль – традиция или наличие материала. Вытинанки наклеивались и на сами окна. В новогодние праздники они были похожи на узоры, нарисованные самим морозом, а весной – на цветущий сад за окном[1; с.7]. Рушниками, вырезанными из бумаги, в Беларуси украшали иконы. В бедном крестьянском доме тканый или вышитый рушник висел только на праздники, после которых его заменяли бумажным. Белыми бумажными салфетками украшали полки для посуды, этажерки. Возможно, это единственная разновидность вытинанки, которая сохранялась в быту белорусского народа почти до 70–80-х гг. в то время, как другие вещи из бумаги считались не модными и архаичными. Вырезать ажурные орнаменты из бумаги специально никто не учился.

Традиционная белорусская вытинанка – это бумажная вырезка сделанная без предварительной прорисовки вырезаемых контуров из одного сплошного листа бумаги, чаще всего чёрного, красного или белого цвета. Технология создания белорусской вытинанки основывается на особенностях материала: лист тонкой бумаги можно сложить в любом направлении и вырезать ножницами или ножом узор, который будет в точности повторен столько раз, сколько раз был сложен лист. Такого своеобразного процесса повторения одного мотива или узора нельзя добиться от других материалов, кроме бумаги. Создание узора в вырезках – главный элемент работы, поэтому рисунку уделяется особое внимание. Он зависит, прежде всего, от назначения поделки. В различных регионах Беларуси она имела свои отличительные черты, но для них всех были характерны следующие особенности: герметичность узоров; использование своеобразного набора символов-архетипов, сохранившихся еще с языческих времен в народном искусстве; декоративность образов (высокая степень стилизации).

Пик развития вытинанки пришелся на вторую половину XIX – начало XX века. В немалой степени этому способствовало удешевление бумаги, простота в технике исполнения и взаимовлияние культурных традиций. Сегодня многие из старинных образцов бумажных вырезок хранятся в различных музеях мира. По прошествии времени эти радующие глаз произведения народной фантазии кажутся ещё более привлекательными и эстетически ценными. Возрожденная, практически с ноля, вытинанка вошла в ряд наиболее популярных видов современного народного творчества, стала органичным и неотрывным компонентом национальной культуры во многих странах мира. Популярность и востребованность ажурных бумажных вырезок обосновывает научный подход к исследованию искусства вытинанки и определяет актуальность данной работы. Она состоит в изучении истории формирования вытинанки, в определении основных приёмов и техник вырезания из бумаги, в выявлении истоков образного мира и семантики бумажных узоров, в прогнозировании перспектив дальнейшего развития искусства бумажной ажурной вырезки. В Беларусь искусство вырезания из бумаги пришло из Германии и Скандинавии через Польшу.

Возникшее в Китае искусство художественного вырезания из бумаги покорило многие страны и прижилось настолько, что его считают своим исконным ремеслом многие народы.

Дизайнеры и оформители оценили художественные особенности искусства вытинанки и стали широко использовать: в рекламе, иллюстрировании книг, оформлении интерьера.

С развитием техники и внедрением в нашу жизнь компьютеров расширились перспективы использования основных композиционных принципов построения орнаментального декора для создания сложных композиций, которые используются как самостоятельные законченные декоративные произведения для украшения интерьера или как элементы композиции при создании единого образного решения оформления различных праздников и фестивалей. Такой приём был использован при оформлении сцены амфитеатра на фестивале «Славянский базар – 2002» в Витебск.

Влияние китайской культуры на развитие современных мировых тенденций в живописи, моде, дизайне неоспоримо. Пройдя путь от простых узоров до сложнейших силуэтных композиций и богатейших ажурных орнаментов, художественные вырезки все больше привлекают профессиональных художников, использующих выразительные средства и приемы вырезания для воплощения своих идей в разнообразных направлениях.
Сегодня бумажные узоры используются, прежде всего, для украшения интерьера квартир и офисов, где они хорошо сочетаются с современными стилями и, благодаря своей выразительности, доступности материала и простоте изготовления – являются важным фактором художественно-эстетического воспитания детей и подростков. Ажурные картины, становятся частыми экспонатами выставок, формируя особый тип выставочных произведений высокой художественной ценности.

В современном обществе заметно растет интерес к традиционной художественной культуре, и потому важно закладывать фундамент этого интереса у детей – потенциальных преемников данных традиций. Богатые достижения современных мастеров вырезки из бумаги и многовековой опыт народных мастеров – вот неисчерпаемый источник, который питает искусство ажурной вырезки.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website